Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
31 Школа №31 г.Иркутска г.Иркутск, м-н Зелёный д.46

Образовательные стандарты и требования

Реализуемые уровни обучения

Образовательный процесс в МБОУ г.Иркутска СОШ №31 строится в соответствии с документами принятыми на федеральном уровне:

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на ФГОС НОО.

С 1 сентября 2013 года школа вступила в эксперимент по опережающему введению ФГОС ООО в 5-х классах.

С 1 сентября 2019 года школа работает в «штатном» режиме ФГОС ООО в 5-9-х классах.

С 1 сентября 2020 года школа работает в «штатном» режиме ФГОС СОО в 10-11-х классах.

С 1 сентября 2022 года 1-е и 5-е классы работают по обновленным ФГОС НОО и ООО.

С 1 сентября 2023 года в школе введены единые федеральные образовательные стандарты (ФОП) (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ,ст. 3 п.4 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", от 21 сентября 2022 года).

Что такое Федеральный государственный стандарт образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 11 «Закона об образовании в Российской Федерации» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию «.

Какие требования выдвигает ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы;
  • требования к структуре основной образовательной программы;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на всех уровнях обучения, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает ФГОС?

ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО, ООО и СОО:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результаты сгруппированы по предметным областям. Они формулируются в терминах «выпускник научится…» (что является группой обязательных требований) и «выпускник получит возможность научиться …» (недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующий уровень обучения).

Что такое ФОП (или ФООП)?

ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы, разработанные для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего. Какая цель у внедрения ФОП: Создание единого образовательного пространства во всей стране.

Что входит в ФОП?

Учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы.

Что является обязательным для всех школ?

Обязательными для применения являются федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению являются и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы.